Региональный координационный центр Ленинградской области

Назад или в будущее? Задачи инженерного образования

Назад или в будущее? Задачи инженерного образования

В «Экспофоруме» стартовал ежегодный конгресс «Профессиональное образование, наука и инновации в XXI веке». В этом году он посвящен инженерному делу и образованию. На пленарном заседании 1 декабря участники обсудили, как готовить «инженеров будущего» – опору российской экономики.

Ректор Санкт-Петербургского горного университета Владимир Литвиненко рассказал об университетском консорциуме «Недра», в который сегодня входят уже 140 вузов. Участники объединяют усилия для создания единого образовательного пространства, повышения качества выпускников, выражения острых вопросов, касающихся инженерного образования и отрасли в целом.
«60% рабочих мест в нашей экономике – сырье, вокруг него – сектора, обеспечивающие работу недр, более половины городов – мегаполисы и моногорода. Сегодня опасно шутить с неустойчивостью функционирования секторов – необходимо говорить не об импортозамещении, а о создании конкурентоспособного товара, которым мы хотим пользоваться. Опорой развития должно стать доверие – доверие внутри министерства, доверие к государству как регулятору образования», – отметил он.
О задачах, стоящих перед вузовским сообществом, рассказал ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Андрей Рудской. По его мнению, в ответ на вызовы, стоящие перед государством, университетам необходимо быстро перестроить научно-образовательную деятельность, пересмотреть подходы, начать работу с предприятиями и промышленностью, чтобы готовить специалистов, способных продлить жизненный цикл установок, сооружений, заводов, созданных на основе западных технологий.
«У нас нет времени догонять – есть время только на прыжок, и он должен быть обеспечен компетенциями инженера. Необходимы глубокие инженерные знания с опорой на высокопрофессиональное владение цифровыми технологиями. Нужно работать в тесной связке с нашей промышленностью, создавать центры дополнительного профессионального образования», – отметил он.
Мнение предпринимательского сектора выразил президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.
«Смычка науки, инженерного образования и технологий нужна, и она существует. Есть прикладные текущие задачи, которые ставят образованию промышленность и экономика. Что такое инженер? В последнее время он стал техником, многое делалось по сценариям производителей оборудования. А теперь инженер опять становится креативной профессией, и это вызов для системы образования, для работающих инженеров, конструкторов. Требования к персоналу возрастают, квалифицированных кадров не хватает. Технологический переход и конъюнктура выставляют новые требования инженерным кадрам», – сказал он.
Генеральный директор «С7 Космические транспортные системы» Евгений Елин обратился к ректорам с особенной просьбой. По его словам, сегодня бизнесу не нужны «инженеры будущего», а нужны хорошие «инженеры прошлого» – высококвалифицированные, предприимчивые, амбициозные специалисты, умеющие работать с «железом».
«Инженер будущего – это большая спецификация, конвейерная работа, а на производствах нужны и другие специалисты: менеджеры, проектировщики, технологи. Большой недостаток молодых инженеров сегодня в том, что они не понимают физику процессов, мыслят пакетами», – отметил он.
По мнению ректора НИУ ВШЭ Никиты Анисимова, многих инженеров страна «теряет» еще в школе, когда дети начинают заниматься физикой. При этом такие проекты, как Национальная технологическая олимпиада, охватывающая более 30 инженерных профилей, помогают ребятам вовлекаться в эту профессию, отметил он.
«Если говорить о соотношении инженеров прошлого и будущего, мы должны разделить для себя тех, кто работает на настоящую промышленность и бизнес, и тех, кто создает технологии будущего. Общемировая практика создания технологий будущего – это уверенная работа с военной промышленностью. Те, кто готовит инженеров будущего, должны понимать эту промышленность как своего заказчика», – сказал Н. Анисимов.
О возможностях Российского научного фонда на сессии рассказал Алексей Медведев, заместитель генерального директора организации. Он подчеркнул, что сегодня фонд – основной инструмент поддержки науки. В этом году фонд направил на поддержку науки почти 40 млрд рублей, охватил 60 000 исследователей, причем его крупнейшая секция – инженерные науки, подчеркнул спикер.
Заместитель начальника Управления Президента РФ по научно-образовательной политике Юлия Линская заявила, что стране нужны хорошие инженеры с сильной базовой подготовкой.
«В 2021 году на инженерные формы обучения было принято более 300 тысяч человек, выпущено 240 000 человек. Все ли выпускники системы востребованы? Важно правильно рассчитывать и прогнозировать потребность страны в инженерах, делать так, чтобы программы вузов соответствовали текущему запросу, в том числе рынку труда», – сказала она.
Заместитель министра науки и высшего образования РФ Дмитрий Афанасьев отметил, что сегодня надо говорить не об инженерах будущего, а о тех, кто должен обеспечивать трансформацию страны, отстаивать ее суверенитет на промышленных и конструкторских площадках. Спикер высоко оценил лидерские позиции петербургской инженерной школы, заявил о необходимости корректировки созданных ранее образовательных программ и проектов.
«Наша индустрия многослойная, и задача Минорбра – снять барьеры для взаимодействия индустрии и университетов. Нужно расширять практическую и сетевую подготовку инженеров, повышать квалификацию специалистов, добиваться гибкости внутри образовательных программ, стремиться к индивидуализации образования под запрос студента и работодателя. Необходимо выстроить каналы взаимодействия, включать отрасли в управление университетами, в их инженерные подразделения. Бурного прироста количества инженеров ждать не стоит, поэтому университеты должны сделать упор на качественную подготовку», – сказал он.
Эксперты положительно оценили развитие федеральных проектов «Передовые инженерные школы» и «Профессионалитет», обсудили возможности взаимодействия университетов с предприятиями и инициативы РСПП в области образования.

×
×